Правила сценического этикета для музыкантов. Или что может всё испортить?
Вот выходит артист на сцену. Прожектора, красивый свет, все дела. Публика застыла в ожидании. Но бывает так, что музыкант произносит несколько фраз... и всё. Карета превращается в тыкву, принцесса в золушку, а наш артист в дилетанта.
Что может всё испортить? Чего стоит избегать и почему?
☑ Спрашивать у зрителей про звук
«Всё нормально слышно?»
«Ничего добавить/прибрать не надо?»
«Голос слышно?»
В момент, когда артист произносит эти слова со сцены, звукореж и организатор чувствуют себя полными идиотами. Давайте разберёмся почему.
Вдумайтесь в суть происходящего. Артист спрашивает совета у зрителя. При живом-то звукорежиссёре? Это, конечно, дешёвый популизм. Типа я тут простой парень, свой в доску, и могу вот так запросто обратиться к залу. Но, чёрт возьми, перед вами не толпа звукорежиссёров. Знаете что? Кто-то из этих людей привык слушать музыку только через динамик своего телефона, он напуган таким объемом и вот он кричит: «Баса много». Кто-то поклонник классической музыки и впервые на рок-концерте. Раньше он слушал только Вивальди и Баха. Этот товарищ охреневает от барабанов и кричит: «Барабаны всё забивают». А вот вас пришёл послушать знакомый гитарист. Он будет кричать «гитары мало». Остальным всё было нормально слышно. Но ваш вопрос и несколько выкриков из зала уже посеяли в их головах смутные сомнения. Теперь и им кажется, что со звуком что-то не то. И, конечно, все эти товарищи ничего не смыслят в особенностях акустики зала, возможностях оборудования, и это не они возились с вами на чеке. Так почему вы решили, что это хорошая идея спросить у зрителей?
Здесь роли распределяются иначе. Профессионал — это вы и ваша команда (я имею в виду звукорежа, световика и весь персонал, который имеет отношение к концерту). А зрители покупают вашу услугу. Вы, как профессионал, должны знать, как эту услугу качественно оказать. Обращаясь к залу, вы снимаете с себя ответственность, то есть проявляете себя как дилетант. При этом выставляете полными дураками организатора и звукорежиссёра. Ведь получается, что артист доверяет компетенции зрителей больше, чем компетенции звукорежиссёра. А это значит, что плохой звукорежиссёр. Следовательно, мероприятие плохо организовано, то есть никудышный организатор.
☑ Извиняться и оправдываться перед зрителями
«Мы тут не репетировали уже месяц»
«На самом деле мы вчера только познакомились с басистом»
«Извините, если где-то лажаем, просто мы на сцене себя совсем не слышим»
Представьте, что вы пришли к стоматологу. И перед тем, как залечить вам зуб, он начинает вам объяснять: «ну, вообще-то, я сегодня не выспался, так что руки могут слегка дрожать, плюс ещё с женой проблемы, все мысли только об этом, так что могу с анестезией накосячить».
Или другой пример. Вы садитесь в самолёт. Включается громкая связь: «Говорит капитан воздушного судна. Прошу войти в моё положение, я на таком лайнере лечу впервые. До этого я летал на другом судне. Приборная панель какая-то новая. Не всё на ней понимаю. Но, думаю, приземлимся».
Вы уверены, что хотите именно это услышать? Нет? Скорее всего, вы захотите услышать от стоматолога «сейчас всё сделаем, даже не почувствуете», а от пилота «через 3 часа 50 минут мы произведём посадку в аэропорту города…».
С публикой всё то же самое. Зрителям нужна твоя уверенность, ты нужен им как профессионал. Если ты выходишь на сцену — забудь про оправдания и извинения. Если хочешь оправдываться и извиняться — забудь про сцену.
☑ Когда кто-то из участников группы лажает, смотреть на него с презрением. Всем видом показывать, что-то идёт не так.
Правда в том, что 90% косяков, которые музыкант считает лажей, публика просто не замечает. Если, конечно, не подать ей сигнал: «Смотрите, какие мы плохие — лажаем». И при этом грозно посмотреть на лажающего гримасой полной осуждения и ярости. Публика, скорее, заметит именно ваши сигналы, а не тонкости музыкального исполнения.
В моей практике были случаи, когда музыканты расходились напрочь, но не подавали вида, и после песни публика скандировала: «Браво».
Однажды на одном из наших концертов пропал бас. Я была в зале и сразу услышала, что баса нет. Но в этот момент басист на сцене как ни в чём не бывало продолжал колбаситься и отжигать. Всем видом он показывал, что ничего особенного не случилось. И, знаете, на мгновение я задумалась, а действительно ли баса нет? Или, может, мне показалось?
Один раз в разгар концерта вырубилось электричество. Музыканты продолжили петь акустику в полной темноте, в то время как мы пытались решить проблему. Проходя по залу я услышала: «Как круто они придумали фишку с выключением света».
Отсюда вывод. В первую очередь публика замечает то, что вы транслируете. И только потом нюансы музыкального исполнения. И нет, это не значит, что публика глупая. Просто обращать внимание на сигналы, которые посылает другой человек, у нас в крови. Мы, люди, так устроены. Для наших предков от этого могло зависеть выживание. Поэтому это первично.
☑ Просить у организатора спеть ещё одну последнюю песню, когда видишь перед собой полный зал. Не уметь вовремя уйти.
«Давайте попросим организатора разрешить нам исполнить ещё одну песню. Ведь вам же нравится наша группа?»
Такое заигрывание с публикой может рассказать о многом. Очевидно, что группа истосковалась по полным залам. А это значит, что либо это группа, у которой нет своей аудитории, либо это группа, у которой есть своя аудитория, но дела в последнее время идут не очень. Согласитесь, оба варианта не айс. Вряд ли вы сознательно хотите, чтобы о вас так думали. С другой стороны, что вам даст исполнение лишней песни? Скорее всего, ничего. Те люди, которым вы запомнились, и без этой песни найдут вас в соцсетях и будут следить за вашими новостями. Будет лучше, если публике будет чуть-чуть мало вашего выступления, чем наоборот. Это как выйти из-за стола слегка голодным. Лучше не доиграть, чем переиграть.
Однажды мы ходили на концерт. Выступала одна из тех групп, которая в начале 2000-х была ого-го, участвовала в Максидромах, а сейчас собирает маленькие клубы. И стандартная практика для таких случаев: большая площадка, билеты по 100 или 200 руб. К началу концерта было около 1,5 тыс чел.
Посмотрим на ситуацию со стороны зрителей. Главный мотив посетить этот концерт — халява. В артисте публика заинтересована слабо. То есть собрались не настоящие ценители творчества, а те, кто что-то-где-то-когда-то слышали. Что им надо от артиста в первую очередь? Услышать самые-самые хиты.
Теперь посмотрим со стороны артиста. Привыкший к большим залам, в настоящий момент он собирает клубы на 100–300 чел. А тут такое море людей. Что хочет артист? Артист соскучился по такому количеству публики. Естественно, он хочет показать всё, на что способен, все свои новые песни. И не уходить со сцены как можно дольше.
А вот как разворачивались события на концерте. Итак, на момент начала в зале 1,5 тыс. Спустя час было видно, что люди заскучали и стали двигаться в сторону выхода. А концерт всё не кончался и не кончался. Прошло полтора, потом два часа. К моменту окончания концерта перед сценой осталось человек 200. Те самые 200 человек, истинных ценителей. Смотрелось, честно говоря, жалко. Отсюда мораль. Не нужно затягивать и надоедать публике. Умейте вовремя уйти. Публике должно хотеться ещё. У неё будет мотив прийти на ваш следующий концерт. А вот если она пересытилась и ушла раньше, не дослушав концерт, убедить публику прийти снова будет уже сложнее.